«Дядька Черномор»

     Памяти боевого пловца Группы «А» Евгения Первушина

     Майор Евгений Первушин был настоящим профессионалом. На его боевом счету — десятки успешно проведенных операций и оперативных мероприятий, множество спасенных от рук бандитов жизней.

     26 августа. Тридцать лет назад ушел из жизни Евгений Серафимович Первушин. Кадровый офицер госбезопасности, сотрудник Группы «А», посвятивший себя служению на благо Родины — человек с высокой гражданской позицией.
     Родился Евгений Серафимович 17 ноября 1955 года в подмосковном городе Люберцы. С детства впитывал любовь к Родине на примере своих родителей, которые отличались активной гражданской позицией в жизни.
     Отец, Серафим Максимович, служил в 49-м отделении ГУВД Москвы командиром мотоотделения, передовик службы. О нем говорили — человек с широким кругозором, влюбленный в свое дело, писал в газету «На боевом посту» очерки и заметки о значимых событиях города и рассказывал об интересных людях.


     Мать, Александра Семёновна, работала мастером на Заводе имени Ильича, руководила коллективом штамповочного участка в цехе крупных электромашин. Бригада — Ударники коммунистического труда, о ней писали в газете «Правда».
     Вот в такой атмосфере формировался характер Евгения, коммуниста и патриота.
     Окончив школу в 1973 году, Евгений работал на Заводе имени Ильича, там, где трудилась и его мама. Вскоре был призван в ряды Советской армии и проходил срочную службу в строительных войсках в городе Горьком (Нижний Новгород).
     После демобилизации вернулся на завод. В 1975 году сержант Первушин получил направление в КГБ СССР (хотя был вариант устроиться в МВД, где работал его отец) — в Седьмое управление, отвечавшее за наружное наблюдение.

Боевая работа
     В Группу «А» Первушин был зачислен в 1980 году, пройдя сито отбора, сдав все необходимые нормативы и пройдя мандатную комиссию.
     В 1989 году Евгений Серафимович получил высшее образование, окончив Высшую школу имени Ф. Э. Дзержинского по специальности «правоведение».
     В подразделении показывал высокие результаты в стрельбе, за что был отмечен грамотами. Хорошо водил танк в любых условиях, освоил направление работы – боевой пловец.
     Обладал смелым, решительным, отважным характером. Это помогло ему проявлять себя на высоком уровне профессионализма сотрудника Группы «А» в боевых операциях того времени по спасению человеческих жизней.
     В составе группы сотрудников «Альфы» Первушин прошел боевую стажировку в охваченном войной Афганистане (1985 год).
1983 год. Тбилиси. Освобождение заложников в самолете, захваченном вооруженной бандой «золотой» грузинской молодежи (события «Кровавой свадьбы»).
     1989 год. Саратов. Нейтрализация банды, совершившей побег из СИЗО и захватившей семью в многоквартирном жилом доме.
     1990 год. Сухуми. Абхазская ССР. Нейтрализация уголовников и освобождение заложников в изоляторе временного содержания, напичканном огнестрельным оружием. Совместная операция Группы «А» и отряда «Витязь».
     За Сухуми Первушин был награжден орденом Красного Знамени. Те, кто воевали — знают цену этой высокой боевой награде.
     1991 год. ГКЧП. Участие в разрешении острейшего политического кризиса вокруг Дома Советов (Белый дом).
     1993 год. Охрана президента России, контроль прибрежного участка в месте нахождения государственного объекта.

Первый по жизни
     Боевыми пловцами становились немногие. Евгений с легкостью преодолевал нагрузки и приобрел мастерство.
После командировки на Кубу, где в 1978 году сотрудники «Альфы» (вместе с боевыми пловцами ЧФ) обеспечивали безопасность подводной части судов, зафрахтованных для делегатов XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, было решение создать свою группу «морских котиков».
     Было набрано тридцать человек. Из тех, кто вошел в эту группу, Первушин был единственный, чей возраст превысил тридцать лет, и молодые сотрудники с уважением называли его «Дядька Черномор». Ни один до этого не был на водолазной подготовке.
     Занятия проходили на острове Русский. Первушин, в силу своего характера, взялся опекать и поддерживать молодых ребят. Человек с широкой, открытой душой, он помогал настраиваться, и не было трудностей, с которыми Евгений и сам справлялся и помогал справляться другим – с мужеством и оптимизмом.


     От фамилии его прозвали «Первый», и Евгений, смеясь, всегда шутил: «Значит, буду первым познавать нелегкую работу боевого пловца и преодолевать сложности».
     Первушин ответственно подходил к подготовке водолазного снаряжения, проверки оборудования, герметичности костюмов. Как уже было сказано, стал наставником молодых сотрудников.
     По десять километров он ежедневно проплывал на тренировках. Такое под силу далеко не каждому!
     Вечерами, в часы отдыха, все собирались вокруг Евгения. Он пел под гитару, сидя около костра. Домашняя атмосфера помогала снимать усталость, расслабиться, почувствовать теплоту мыслей о доме, семье, жене, детях.
     Из тридцати человек шестеро сдали экзамен и получили удостоверение боевого пловца, среди них был и Евгений.

Роковое погружение
     Погиб Советский Союз, сменилась эпоха… Но Группа «А», как и прежде, находилась на боевом дежурстве, выполняя самые разные задания — из системы бывшего КГБ ее передали в Главное управление охраны.
     В 1993 году президент Ельцин встретился с канцлером ФРГ Гельмутом Колем. Некоторые детали отдыха глав государств на Байкале Александр Коржаков запечатлел в своей книге «Борис Ельцин: от рассвета до заката».
     «Однажды Ельцин и Коль отправились с двухдневным визитом на Байкал. Там, на берегу реки, вытекающей из озера, местное начальство построило добротную, просторную баню из бревен полуметровой толщины. Парил гостей профессиональный банщик, сибиряк. Канцлера, как и положено в русской бане, постегали вениками, обмыли травяными настойками, он раскраснелся. Ельцин тоже здорово разогрелся, выскочил из парилки, окутанный облаком пара, и мигом плюхнулся в ледяную байкальскую воду.
     Коль с бесстрастным лицом последовал за ним. Подошел к берегу и, не раздумывая ни секунды, поплыл, будто совершал такие водные процедуры в Германии ежедневно. Поплескался немного и вернулся в баню. Вот тогда я понял: этот мужик никогда и ни в чем не уступит нашему президенту. Из всех лидеров, с кем Борис Николаевич встречался, Гельмут Коль был ему по духу ближе всех».
     Евгений Первушин на той встрече охранял первое лицо государства во время отдыха на теплоходе, находясь под водой. В ходе несчастного случая Первушин получил внутреннюю травму головы и, возможно, кессонную болезнь.
     Через десять дней, возвращаясь с дачи и понимая, что теряет сознание, Евгений Серафимович смог добраться до бензоколонки и привлечь к себе внимание. Однако спасти жизнь майора врачи уже не смогли.
     Несмотря на то, что формально майор Первушин не находился в момент смерти на боевом дежурстве, можно сказать, что он погиб на службе.
    Без мужа и отца остались жена Валентина и двое детей школьного возраста, Максим и Олеся.



Евгений, брат!
     Память о герое «Альфы» бережно сохраняется семьей, его женой Валентиной, Валюшей, как зовут ее друзья. Сын, дочь и внук, носящий имя деда, чтут доброе имя Евгения Серафимовича.
     Друзья и соратники запомнили Женю веселым, компанейским товарищем. Примерный семьянин, внимательный муж, — Евгений из каждой командировки звонил при малейшей возможности и обязательно привозил жене сувенир или подарок.
     Обращение «брат» очень подходило ему. Памятью ему является само боевое подразделение, которому Евгений Серафимович отдал свою жизнь — нынешнее Управление «А» ЦСН ФСБ России.
     За годы службы майор Первушин был награжден орденом Красного Знамени, медалями «За отвагу», «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», памятным знаком на 10-летие событий в Сухуми.
     Майор Первушин — один из тех, кто «ковал» славу спецназа госбезопасности. Страна должна знать и помнить своих скромных героев. Мы так помним точно. Вечная память… И — слава!


Авторы: Ирина Егорова, Владимир Самсонов

НОВОСТИ / СОБЫТИЯ