Серый кардинал «Альфы»

      Памяти Владимира Ширяева.

     Тринадцать лет назад мы потеряли Владимира Ширяева — идеолога «Альфы», шеф-редактора газеты «Спецназ России». Оторвавшийся тромб не оставил ему шансов.
     То было страшное лето в Москве, раскаленное и засушливое, когда дым от горящих торфяников заполнил город и густой пеленой стоял в метро. Кто мог — бежал из Москвы, кто не мог или не хотел — оставались в городе, занимаясь своими делами. Среди них был и Ширяев.
     Тогда мы только переехали из офиса на Ленинском проспекте в новый, еще не обустроенный, рядом с Академий ФСБ России.
Многим переезд казался ошибкой, но, как показало время, это решение, принятое С. А. Гончаровым, В. Н. Ширяевым и В. Н. Зайцевым, было стратегически верным, правильным.
     Днем 23 июня я заехал по делам к В. Н., у него в кабинете пил чай с сушками легендарный Валерий Петрович Емышев — герой штурма дворца Тадж-Бек (Кабул).
     Цепкий, с живым и быстрым умом, Ширяев не был похож сам на себя, погруженный, как мне показалось, в свои думы.
— Володя, все нормально? — спросил я его.
— Ты знаешь, так сильно болит за грудиной, — ответил он и поморщился.
— А ты не хочешь вызвать врача?
— Я уже звонил своему знакомому врачу.
— И что?
— Сказал, что нужно немедленно вызывать «Скорую»…
     Конечно, «Скорую» Ширяев не вызвал.
     Через некоторое время мы простились: спустились на первый этаж, обнялись — и я слышал, как Ширяев пошел к охраннику за валидолом.
      Вскоре я был дома. И тут телефонный звонок — Гончаров!
— Павел, умер Ширяев.
— Когда?! Я только что с ним разговаривал.
— А он только что и умер…
     Минут через двадцать я вновь был на Мичуринском. Ширяев лежал распростертый на полу… Все было кончено. Вызванная к тому времени «Скорая» констатировала смерть.
     Вечером оповещали семью — Александр Георгиевич Репин, Сергей Андреевич Поляков и я. У подъезда, нервно меря площадку шагами, ходил Сергей Алексеевич Гончаров.
     Да, нет ничего хуже, чем сообщать о смерти родного человека.



     Группа крови «А»
     Владимир Николаевич родился 23 января 1956 года в семье рабочих. Москвич. Вырос в Коломенском. Крещен в младенчестве.
     Отец — Николай Васильевич Ширяев, водитель грузовиков. Родом из деревни Дуденево Ярославской области. Ушел из жизни очень рано, когда Владимиру было семь лет, а его брату Николаю — всего два.
     Мама, Наталья Андреевна Ширяева, уроженка Марийской АССР. После войны она перебралась в Москву, где трудилась на стройках. Затем устроилась на почту. Позже работала в кинотеатре.
     Владимир учился в средней школе №545 на улице Высокой. Когда позволяло время, помогал матери разносить по домам письма. Окончил Московский автомеханический техникум при Заводе имени Лихачёва. Работал на конвейере ЗИЛа.
     В 1975-1977 гг. Ширяев проходил срочную службу. Был определен в часть, расквартированную на дальней точке в Казахстане.
     После демобилизации зачислен на Курсы подготовки прапорщиков и сотрудников охраны Девятого управления КГБ СССР. Затем молодого сотрудника определили на правительственные дачи.
     Но душа требовала иного! И Ширяев сделал все, чтобы оказаться в «Альфе», куда был зачислен в июне 1980 года. Прошел путь от младшего разведчика до заместителя начальника 1-го отделения 3-го отдела Группы «А» Главного управления охраны РФ.
     Осенью 1984 года Ширяев прошел боевую стажировку на территории Афганистана. Вместе с товарищами выносил раненого Гончарова.
Участвовал в специальных операциях по освобождению заложников. Прошел «горячие» точки на территории СССР. Окончил Высшую школу КГБ СССР.
     Был секретарем комсомольской, а затем и партийной организации Группы «А».
     В. Н. увлекался спортом, играл в хоккей и волейбол. Самозабвенно занимался в футбольном клубе «Торпедо», был капитаном юношеской команды и даже выступал за дубль этого прославленного коллектива.

     Прирожденный политик
     После кровавых событий октября 1993-го Ассоциация «Альфа» выступала в качестве нравственного камертона, давая оценку случившейся в Москве локальной гражданской войне.
     На волне общественного признания «Альфы» Гончаров становится депутатом Московской городской Думы по округу № 1 (Арбат, Пресня, Хамовники и Якиманка). Значительная доля успеха принадлежала руководителю его предвыборного штаба — Ширяеву.
Депутатство Гончарова обеспечило «Альфе» весомое представительство. В дальнейшем Сергей Алексеевич еще дважды избирался в престижном округе № 1.
     Битвы были у нас жестокие. Много кто пытался победить, но — тщетно! На счету Ширяева, как главы избирательного штаба, три успешно проведенных кампании в одномандатном округе. И еще две, когда Гончаров шел в МГД по партийному списку.
     С первых шагов Ассоциация обеспечила свою экономическую независимость. За счет созданных фирм и предприятий она смогла осуществлять социальные программы — выплачивать пенсии семьям погибших, выделять средства на лечение, образование и отдых. И — помогать подразделению, особенно в период Первой Чеченской кампании, изыскивая средства для экипировки и оснащения.
     Отдельная строка — борьба за рынок охранных услуг, где в начале 1990-х орудовали криминальные структуры и процветали бандитские «крыши». Появление в этой сфере ветеранов спецназа и спецслужб, сумевших установить свои правила игры, позволило изменить ситуацию к лучшему и создать Систему негосударственной безопасности.
     5 декабря 1995 года в столичном кинотеатре «Художественный» собрались руководители охранного бизнеса и ветераны спецназа, чтобы заявить о создании Российского Союза предприятий безопасности.
     Новую структуру возглавил Сергей Гончаров, вместе с которым у руля встал Владимир Ширяев, взваливший на себя воз организационных забот. Идеологом РСПБ был Ксенофонт Ипполитов — бывший начальник аналитической службы Министерства безопасности РФ.
Ныне РСПБ не на слуху, однако в 1990-х эта авторитетная структура сыграла большую роль в консолидации цивилизованного охранного бизнеса, отстаивании и защите его корпоративных интересов.

     «Создавать новые смыслы»
     Большое место в жизни Владимира Николаевича занимала семья. Это была его особая зона, башня из слоновой кости, куда он допускал только проверенных, испытанных друзей.
     Со своей женой Ширяев познакомился в Высшей школе КГБ, где Нина Николаевна работала в библиотеке (В. Н. учился на втором курсе заочного отделения юридического факультета). Был настойчивым, но деликатным и даже застенчивым молодым человеком. Однажды, дождавшись, пока все слушатели разойдутся по аудиториям, пришел в опустевшую библиотеку и вручил Нине скромный букет тюльпанов.
     Затем Ширяев все чаще стал наведываться к ней на переменах, звонил домой, приглашал прогуляться по Москве. Нина Николаевна рассказывала, что у нее никогда не было более интересного собеседника, а говорил Владимир уже с первых свиданий с будущей женой — ни много ни мало — как о науке и философии. Кстати, Высшую школу КГБ Ширяев закончил с красным дипломом.
     Владимир сделал Нине предложение, и в 1986 году они поженились. Еще через год родилась дочь Аня.
     В семье Ширяев проводил много времени. В деревне, расположенной в районе Малоярославца Калужской области, по весне он вместе с родными совершал «трудовой подвиг».
     Любимый отдых — пешие прогулки по Москве и «исследование» Калужской губернии. В неизменной компании с дочерью они открывали для себя старые московские дворики или грибную глухомань леса. Десятки километров… Пешие марш-броски сменялись велосипедными экскурсиями, от одного сельского храма до другого.
     Всю жизнь Ширяев отдавал самообразованию. Чтение запоем серьезной литературы, изучение истории — еще одна его отличительная черта. Огромная эрудиция, помноженная на интеллект.
     Его главным стремлением было мыслить самостоятельно и оригинально, заниматься постоянным творческим поиском и генерированием идей, «создавать новые смыслы», как он сам часто любил говорить, — этого В. Н. требовал и от других.



     «Рождённая небом»
     Летом 1999 года мы отмечали в Кремле 25-летие Группы «А». Начальником боевого подразделения тогда был Александр Иванович Мирошниченко — нынешний президент Международной Ассоциации «Альфа», генерал-полковник.
     К юбилею был выпущен праздничный номер газеты «Спецназ России». В нем было опубликовано одно из стихотворений В. Н. — «Гимн «Альфе», правда, без подписи.
     Да, я забыл сказать: В. Н. писал стихи! Но почти никому их не показывал. Поэтому, когда номер готовится к печати, мне буквально силой пришлось выдрать это стихотворение из рук Ширяева, и он еще бежал за мной по коридору, внося последние правки.

Рождённая Небом для подвигов ратных
Во имя великой судьбы торжества,
Надежда спасенья — в набатах раскатных
Россия хранит светлый лик Божества.

Преемник пути — освящённое братство,
Из кованой плоти могучий отряд
С надеждою зрит поднебесное царство,
Над бездною зла совершаем парад.

Где тьмою распята заветная правда
Идём непреклонно, сплочённые в ряд;
Знамёна несут имя гордое — «Альфа»,
Под натиском душ расступается ад.

     А 27 декабря в кинотеатре «Художественный» на Арбате собрались участники кабульских операций «Шторм-333» и «Байкал-79», ветераны «Альфы» и «Вымпела». Полный зал!
     «Гимн «Альфе» читал Василий Лановой… И как читал! Ого-го! С его неподражаемыми интонациями.
     А на 20-летии Ассоциации, которое мы праздновали в «Крокус Сити Холле», «Гимн “Альфе”» читал со сцены уже Игорь Кириллов, первый диктор страны, и звучали литые, чеканные ширяевские строчки:

Победная слава горька и красива,
Подвижников доблесть помянут века.
Мы русские,
Русские!
С нами Россия!
А, значит,
И силы,
И Бог
Навсегда!

     «Магический реализм»
     В кабинет к В. Н. нескончаемым потоком шли с бедами и просьбами, — и Ширяев собирал деньги, связывался с нужными людьми и решал проблемы, используя тот уникальный ресурс, которым обладает «Альфа». При этом никогда не афишировал своей помощи, предпочитая держаться в тени. Это был его стиль, его образ мысли.
     Говоря о Ширяеве, невозможно обойти стороной его роль в становлении «Спецназа России». Не найти, пожалуй, иного такого издания, которому бы удавалось совместить «верный путинизм» и достаточно жесткие материалы по либерализму и социальным вопросам. И, конечно, статьи по Русской идее.


     Подобному подходу, сродни «тонкой вязи» Византийского двора, газета обязана именно Владимиру Николаевичу и собранной им команде авторов. Именно Ширяев определил стратегический курс издания, руководствуясь во многом личными соображениями и пристрастиями.
     Со второй половины 1990-х газета была в оппозиции, выступая против Ельцина и олигархического режима. Один только материал «Электрический пёс» о Чубайсе вызвал большой резонанс.
     …Тринадцать лет. Мы живем в другом измерении — где нет ни мира, ни старого мирового порядка, обрушенного англосаксами, и где война набирает обороты, собирая свою кровавую жатву.
     Я не собирался писать большой материал о Ширяеве. Но… так получилось! Видимо, в штабе Небесной «Альфы» посчитали, что СВО не должна заслонять «героев былых времен».
     Ранней весной 2019-го Ширяев мне приснился — подтянутый, деловой и… в камуфляже.
— Вот, готовлю собрание «Альфы», — пояснил В. Н., кивнув головой. Я понял: В. Н. занимается своей привычной работой. Не один, а вместе с теми, кто составляет Небесную дружину «Альфы».



Павел Евдокимов — главный редактор газеты «Спецназ России», советник президента Международной Ассоциации «Альфа».

НОВОСТИ / СОБЫТИЯ

  • 26.04.2024

    Фильм «Командир».

    Читать
  • 26.04.2024

    Не имеющие права промаха

    Читать
  • 25.04.2024

    "Самбо — наука побеждать"

    Читать
  • 23.04.2024

    Спасибо за защиту Родины

    Читать
  • 20.04.2024

    Турнир по киокусинкай «Кубок Альфы»

    Читать